После записи каждый музыкальный инструмент должен быть подвергнут эквализации.
Это можно назвать неким изначальным мастерингом, который аранжировщик закладывает в композицию.
Раньше аранжировщик делал свое дело, звуковик — свое. Причем эти два персонажа были обычно врагами, поскольку второй жал эквалайзером все то, что было дорого для первого, после чего аранжировщик на нервной почве шел в магазин за водкой, а звуковик с садистским видом «добивал» композицию… Еще я помню о звуковиках, что они, в основной своей массе, не пили и не курили.
Компьютерные технологии заставляют комбинировать обе профессии, так как современный музыкальный РС представляет собой универсальную студию звукозаписи, и Вы садитесь то в одно, то в другое кресло. Чаще даже во второе. Со мной многие могут не согласиться, но понятие современного компьютерного аранжировщика включает в себя две эти профессии, потому что основными носителями современной музыкальной формы сейчас являются тембр и много других новшеств. Можно изначально написать превосходную партитуру, но потом, услышав записанный голос, вставив эффекты и спецэффекты, Вы в корне поменяете все, что написали. Современная аранжировка — это не только ноты, но и звуки, спецэффекты, сведение. Например, возьмем фоновый звук, сыгранный на синтезаторе. Его можно украсить, добавить динамики простым действием — плавным изменением панорамного положения по сетке темпа. Что это, как не аранжировка? В общем, «все смешалось в доме Облонских», и Вы понимаете, что говорить мы будем больше не о нотах и нонаккордах, а об аранжировке звука.
Эквализация вокала:
Добавление на участке 200-300 Гц дает более полное и гармоничное звучание партии вокала.
Если вокал не основной (бэк), и хочется сделать его присутствие при тихом прослушивании, то следует увеличивать диапазон 400 Гц. Чтобы подчеркнуть вокал, а также качество его записи, следует редактировать диапазон 3000 Гц.
Уменьшение на данном диапазоне позволяет сделать мягче бэк-вокальные партии.
5000-7000 Гц — разборчивость, высокие частоты, за счет чего несколько увеличивается динамика, а также удаляются лишние свистящие.
10-15 КГц добавляет прозрачность вокальной партии, делает ее более легкой и «живой».
Эквализация бас-партии:
30-70 Гц — регулировка позволяет убирать гул, управлять раздельностью звучания отдельных нот, сыгранных на бас-инструменте.
100 Гц — говорит о жесткости звука басовой партии. Добиться присутствия при тихом прослушивании — 400 Гц.
700 — 900 Гц — редактируется чистота звучания, а также мощь басовой линии.
1200-1500 Гц — атака бас-инструмента.
3000 Гц — если инструмент «живой», то на данной частоте можно отредактировать звуки, сопутствующие игре (стук пальцев и т.п.).
5-7 КГц — если бас электронный, то в данном диапазоне регулируется его жесткость.
Эквализация электрогитары:
100 Гц — читаемость мелодии и более полный тембр инструмента.
150 — 300 Гц — делает гитару более тяжелой.
700 — 2000 Гц — лучше уменьшать, за счет чего гитара приобретет «фирменный» звук.
3000 Гц — подчеркивается атака. 5 КГц — для ритма лучше немного уменьшить, при увеличении подчеркивается яркость.
7 КГц — резкость.
10 -15 КГц — прозрачность.
Эквализация акустических инструментов (пианино, гитара, духовые):
100 Гц — украшение тембра, он становится более мягким, для акустической гитары лучше убрать, чтобы было меньше гула.
150-300 Гц — позволяет убрать гул в звуке.
3-5 КГц — атака.
7 КГц -резкость.
10 КГц — прозрачность.
15 КГц — легкость.
Эквализация синтетических звуков:
200 Гц — уменьшается во избежание мутности. 15 КГц — более естественное звучание.
Честно, эти данные должны стать настольной таблицей аранжировщика и звукооператора. А вернее, он должен знать их наизусть. Чтобы удостовериться в эффективности этих данных, следует один раз попробовать. Если следовать при работе данной схеме, то проблем с мастерингом может и не возникнуть. Потрековый мастеринг дает возможность закладывать заранее в композицию хороший звук. Данная таблица является некой общей для основ аранжировки. На самом деле все происходит намного проще — специалист крутит ручки эквалайзера и вырезает «плохие» частоты, в зависимости от чего формирует нужный ему звук. Часто у многих аражировщиков и звуковиков можно встретить свои методы эквализации баса, в основном, они режут узкие полосы на частотах 180-800 Гц, и это во многом оправдано. Еще один нюанс, о котором более подробно будем говорить чуть позже, но о котором вкратце сейчас, — компрессия. Чем больше инструментов находится внутри аранжировки, тем большую степень компрессиии следует устанавливать по отношению к каждому в отдельности. Для попсовых аранжировок динамический диапазон должен быть минимальным, отсюда Вы должны строить всю композицию. Поэтому изначально комбинируйте вариант: компрессор-эквалайзер для каждого инструмента.
По материалам форума Практический опыт
0 комментариев